Международное общественное объединение экологов (МООЭ) присоединилось к Коллективному обращению по вопросу разработки и принятия закона о противодействию домашнему насилию.
Председатель Президиума, Денис Кобрусев, 18 марта 2020 года подписал от имени организации Коллективное обращение по вопросу разработки и принятия Закона Республики Беларусь о противодействии домашнему насилию. Приводим текст обращения полностью.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ
Мы выступаем за разработку и принятие в Республике Беларусь эффективного, универсального законопроекта по противодействию домашнему насилию.
3 факта о проблеме домашнего насилия в Республики Беларусь сегодня:
1. Ежегодно в органы МВД на линию 102 поступает около 150 тысяч звонков по причине семейно-бытового скандала. Ежегодно совершается 2 тысячи уголовных преступлений в семье. Ежегодно 50 тысяч агрессоров привлекается к административной ответственности (по данным МВД РБ). Вывод: пострадавшие в 100 тысячах ситуаций домашнего насилия остаются без должной защиты.
2. По последнему социологическому исследованию по распространенности насилия в отношении женщин, проведенного Институтом социологии НАН РБ в 2018 года, по заказу ЮНФПА, каждая вторая белоруска хотя бы однажды подвергалась тому или иному виду насилия. По итогам исследования по оценке ситуации в области домашнего насилия в Республике Беларусь (ИЧУП «НОВАК», ЮНФПА, Институт социально-политических исследований БГУ, 2014 год) каждая третья белоруска была в ситуации домашнего насилия.
3. На Общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия за 6 лет работы обратилось 11.500 пострадавших (среди обращающихся пострадавших 94% — это женщины, 20% людей старше 60 лет). Однако, как показывают исследование по оценке ситуации в области домашнего насилия в Республике Беларусь (ИЧУП «НОВАК», ЮНФПА, ООН, Институт социально-политических исследований.
Действующее законодательство может наказать агрессора, когда трагедия уже произошла. Но мы все, как представители общества, заинтересованы в предотвращении таких тяжких последствий домашнего насилия, как убийство, самоубийство, истязание, увечья и т.д.
Сегодня для пострадавших существует много барьеров, которые мешают вовремя обратиться за помощью и защитой: не эффективный инструмент привлечения к ответственности агрессора, страх потерять детей, которых могут изъять в приют, а как мера административного наказания — штраф, который ложится на семейный бюджет.
Привлечь к ответственности агрессора бывает трудно, так как определенные составы преступления относятся к категориям дел частного и частно-публичного характера, что перекладывает ответственность на пострадавших. Сейчас согласно действующим законам пострадавшая сама доказывает, что она жертва, при этом никакой бесплатной юридической помощи для нее не предусмотрено, а насильнику предоставляется за наши налоги бесплатный адвокат.
Закон должен содержать четкие критерии для вмешательства государства в семейные отношения в ситуациях насилия, с одной стороны, не позволяя чиновникам произвольно вмешиваться в личную жизнь граждан, с другой – гарантировать всем членам семьи защиту от насилия и его своевременное предупреждение. Мировая практика в области борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о противодействии насилию в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства. Подобный закон принят в 127 странах мира, в том числе в Украине, Казахстане, Киргизии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и т.д. Опыт этих стран показывает, что случаи внутрисемейного насилия сокращаются от 20 до 40% после принятия подобных законов. На постсоветском пространстве такого закона нет только в Республике Беларусь и в Российской Федерации.
На основании изложенного просим:
Президента Республики Беларусь, как Главу государства, Гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, пересмотреть Вашу позицию о принятии комплексного закона с целью защитить женщин, детей и пожилых граждан, страдающих от насилия со стороны близких.
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь:
включить в План подготовки законопроектов на 2020 год разработку проекта комплексного закона о предупреждении домашнего насилия.
Депутатов Палаты представителей Национального Собрания:
инициировать разработку и принятие комплексного закона о предупреждении домашнего насилия.
Комиссия по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по правам человека, национальным отношениями и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Комиссия по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
инициировать принятие комплексного закона о предупреждении домашнего насилия.
Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечить всестороннее и реальное участие в разработке комплексного закона наряду с профильными министерствами и ведомствами негосударственных организаций, имеющих многолетний практический опыт, а также с учетом позиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь относительно практики права применения мер по предупреждению семейно-бытового насилия.